Авторы |
Наталья Владимировна Корж, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) , natalya.korzh@mail.ru
Людмила Федоровна Каримова, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) , lyudmila_vyargizova@pnzgu.ru
Вадим Николаевич Супиков, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40). supikov.vadim@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Изучение поведения индивидов на рынке труда стало предметом многих исследований; особая значимость данной проблемы приобретает в рамках такой социальной группы, как молодежь. Это связано с тем, что молодое поколение выступает гарантом будущего развития любого общества. В современных условиях наблюдается целый ряд проблем и противоречий, с которыми сталкиваются молодые люди, начиная свою трудовую деятельность. Наиболее важной является изменение самого рынка труда: «отмирание» ряда профессий, появление новых видов занятости, приносящих доход, внедрение цифровых и информационно-коммуникационных технологий и др. Все перечисленные факторы оказывают влияние на трудовые практики и стратегии молодежи. В связи с этим целью исследования является анализ ценности труда среди молодежи и формирования трудовых стратегий современных молодых людей. Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает в себя анкетный опрос молодежи Пензенской области (2023 г., n = 395), данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения и Фонда «Общественное мнение», статистические данные Федеральной службы государственной статистики по динамике численности и трудоустройству молодежи, вторичный анализ исследований, посвященных изучению трудовых стратегий молодежи. Результаты. Полученные данные позволили проанализировать ценностные ориентации современного молодого поколения; определить стратегии их поведения в трудовой сфере; рассмотреть факторы, влияющие на трудовые ориентации молодых людей; выявить цели, которые ставит перед собой современная молодежь. Выводы. Стратегии молодежи формируются под воздействием их системы ценностей и факторов внешней среды. У современных молодых людей трудовая сфера выступает как средство достижения их жизненных планов. С помощью труда большинство стремится к материальному достатку и профессионализму, созданию собственного бизнеса.
|
Ключевые слова
|
молодежь, ценности, рынок труда, занятость, жизненные планы, трудовые стратегии
|